Самые большие динозавры

Амфицелий

Динозавры на протяжении десятков миллионов лет были доминирующими живыми существами планеты Земля – начиная с триасовоего периода и заканчивая меловым. Огромное количество живущих сегодня животных произошло именно от этих гигантов. Создания поражали как своими размерами, так и привычками. Какой же самый большой динозавр из живших на Земле?

Амфицелий

Предположительно, это самый большой динозавр в мире, но некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование этого вида, поскольку его скелет восстанавливали по одному-единственному найденному позвонку. По словам палеонтолога Эдварда Копа, динозавр имел огромные размеры – до 60 метров в длину и более 150 тонн веса.

Находку обнаружил ученый Эдвард Коп в 1878 году. Позвонок был в плачевном состоянии, так что ученый поторопился его зарисовать и правильно сделал: в процессе очистки от остатков почвы позвонок рассыпался. Вот почему многие ученые не видели эту находку и считают позвонок всего лишь выдумкой Копа. Если амфицелии действительно существовали, то нет никаких сомнений в том, что это был крупнейший динозавр в мире. Потягаться с амфицелием по размерам мог бы разве что сейсмозавр, но – вот ирония! – и в существовании этого животного у ученых есть сомнения.

Как и большинство крупных динозавров Юрского и Мелового периодов, питание данного вида имело травоядный характер – травы, листья, корни и т.д. Для других видов самый высокий динозавр не представлял опасности, но мог успешно оборонятся от хищников, в частности благодаря огромному хвосту.

Амфицелий
Невероятный рост позволял амфицелиям совершенно спокойно доставать до верхних листьев деревьев

Маменчизавр

Название этому виду дал китайский палеонтолог Я. Цонгхьян через два года после обнаружения его останков. Перевод названия звучит как "динозавр из Мамэнчи", согласно местности находки. Установлено, что маменчизавр жил на Земле 150 миллионов лет назад, во время Юрского периода, и внешне сильно напоминал диплодока, но с несколькими существенными различиями. Китайские динозавры вида зауроподы имеют совершенно другое строение зубов, нежели североамериканские. Зубы у них мощнее и шире, в то время как у диплодоков они имеют форму конуса.

Маменчизавр обладал невероятно длинной шеей, достигающей в длину пятнадцати метров. Чтобы шея не перевешивала, имелся также длинный и тонкий, похожий на кнут хвост. Общая протяженность тела животного составляла примерно 22 метра, у особо крупных экземпляров – до 27. Скелет данного динозавра отличается не только прочностью, но и необычайной легкостью. Ведь он не мог бы поднять голову, будь позвонки в шее чересчур тяжелыми. Благодаря длинной шее маменчизавр не имел конкурентов на обладание пищей на территории своего проживания.

Маменчизавр
Из существ, живущих в современном мире, соперничать с ним в размерах мог бы разве что синий кит

Аргентинозавр

В конце XX столетия Аргентина являлась для всего мира этаким поставщиком ценных окаменелостей. Среди обнаруженный останков животных были опознаны как травоядные, так и хищные динозавры. Один из них – аргентинозавр, живущий примерно 35 миллионов лет тому назад. Впервые его останки были найдены на самой обычно ферме в аргентинской провинции Неукен. Фермер дал знать о находке в музей, и приехавшие специалисты извлекли из земли целую голень данного динозавра. К сожалению, этой части недостаточно, чтобы с уверенностью восстановить вид динозавра, но существует предположительная реконструкция.

Аргентинозавр
Судя по конструкции, аргентинозавр имел 13-метровый рост, 30-метровую длину тела, а его вес достигал 70 тонн

Животное передвигалось на четырех толстых кряжистых ногах примерно равной длины. Ходьба происходила довольно медленно из-за внушительного веса. Впрочем, за счет сильно развитой мускулатуры тяжелый гигант мог поддерживать более или менее стабильную скорость, ведь стадам регулярно приходилось перемещаться от опустошенного пастбища к свежему. Массивная конструкция туловища животного поддерживалась мощным позвоночником – один позвонок в полтора метра длиной. Не менее сильный хвост обеспечивал надлежащую защиту от плотоядных видов.

Завропосейдон

За всю историю науки было найдено всего лишь несколько частей скелета одного из самых высоких динозавров под названием завропосейдон. Жил он в Меловом периоде и вырастал до 17 метров в высоту и 30 в длину. Питались исключительно растительной пищей и чаще всего селились недалеко от крупных водоемов (этим и обосновано название, Посейдон – морской бог в Древней Греции). Длина шеи данного динозавра доходила до 10 метров. Благодаря подвижности шеи завропосейдон мог опускать ее вниз до самой земли, чтобы при желании полакомиться низкой растительностью. А питаться ему приходилось почти круглосуточно, чтобы поддерживать жизнь в своем гигантском теле. По исследованиям ученых, из-за недостатка пищи умирала большая часть молодняка. Для детенышей серьезную опасность представляли также хищники.

Завропосейдон
Из нескольких сотен отложенных яиц до взросления доживали всего 3-4 особи

Впервые останки ящера были обнаружены в 1994 в штате Оклахома. Было сразу ясно, что этот вид новый, ранее не изученный. Большие динозавры обладали позвонками длиной более метра каждый. Долгое время люди полагали, что вид обитал только на территории США, но позднее еще один такой же позвонок нашли в Мексике. Похоже на то, что животное периодически меняло места обитания, дабы обеспечить себя свежей пищей.

Спинозавр

Как и большинство динозавров, этот ящер жил на протяжении Мелового периода. Впервые нашли его останки в 1915 году в Египте, а на сегодняшний день человеку известно шесть видов спинозавров, правда, ни один из них толком не изучен из-за скудности данных, доступных для исследований.

Также можете прочитать:большой китСамый длинный кит

С помощью первого из найденных скелетов удалось установить примерные размеры существа: 5 метров в высоту, 12 в длину, а вес 65000 кг. Согласно реконструкции, у этого животного была самая удлиненная морда и голова.

Наиболее отличительная черта данного вида – гребень, или так называемый парус в области спины. Этот вырост довольно длинный, до полутора метров. Функции паруса неоднозначны: с одной стороны, это демонстрация, благодаря который представители вида различали друг друга; с другой – это превосходный орган терморегуляции.

Еще одна версия – что в парусе накапливался жир, по аналогии с верблюжьим горбом. При всех полезных свойствах гребень имел и существенный недостаток: в драке динозавр легко опрокидывался, если его хватали за парус.

Спинозавр
Место его обитания соответствовало современному Египту и другим государствам Северной Африки

Кетцалькоатль

Этот летающий динозавр являлся представителем вида птерозавров, весьма распространенных в Меловом периоде. Размах его гигантских крыльев достигал 12 метров. Кроме того, это самый большой хищный динозавр, питался он по аналогии с известными нам журавлями и другими болотными птицами. Основу рациона животного составляли мелкие существа – рыбы, пресмыкающиеся или земноводными. Кетцалькоатль мог без особых проблем пролетать огромные расстояния благодаря своим мощными и мускулистым крыльям, которые позволяли долго парить, почти не тратя энергию.

Не брезговал данный динозавр и падалью. Благодаря острому сильному клюву он легко разрывал жертву на части и добирался до лакомой плоти. А вот зубов у него не было, видимо, рацион позволял обходиться без них.

Кетцалькоатль
По мнению некоторых ученых, ящер нападал даже на более мелких сухопутных динозавров

Лиоплевродон

Седьмой в списке динозавр представляет собой самый крупный водный вид, обитающий в толще воды и достигающий невероятного веса в 100 тонн. По достижении зрелого возраста динозавр мог не бояться никого из живущих на то время существ, ни одно из них не могло представлять для него опасности. Главное оружие лиоплевродона – огромные хищные зубы; достаточно сказать, что каждый из них имел 30 сантиметров в длину и напоминал острый кинжал. Питался гигантский хищник всеми подвернувшимися ему живыми существами, в основном водными ящерами тех времен или пасущимися на мелководье сухопутными динозаврами.

Величина челюстей лиоплевродона поражало воображение: каждая из них достигала в длину 4 метра от основания черепа. В передней части челюстей красовались зубы. Догнав добычу, ящер вцеплялся в нее мертвой хваткой и удерживал до тех пор, пока она не переставала сопротивляться. Впервые останки этого животного – три зуба – были выкопаны во Франции в конце XIX столетия. Вскоре динозавр получил свое имя, в переводе означающее "свирепый". Потом находки продолжились, и не только во Франции, но и в Англии. В наше время динозавр известен по нескольким совмещенным частям скелета.

Лиоплевродон
Ящер был практически неуязвимым, хорошо вооруженным и очень грозным

К сожалению, за давностью событий достаточно сложно достоверно знать всё об этих загадочных гигантах. Но и то, что человечеству удалось выяснить, необычайно интересно и захватывающе. Возможно, с развитием современных технологий нам удастся овладеть еще многими знаниями о прошлом нашей планеты.

Average: 3 (50 votes)