Обычай украшать улицы скульптурными монументами и отмечать монументами определенные события в жизни страны и народа – пожалуй, такой же древний, как праздничные и похоронные ритуалы. Скульптура играет огромную роль в жизни людей, которые, проходя мимо и сами того не осознавая, поклоняются человеческому величию, уму или красоте в виде статуй.
Подавляющее большинство высочайших российских памятников – наследие советской эпохи, тогда строили и ваяли с гигантским размахом, вкладывая особый смысл в размеры скульптуры.
Как Петр I Родину-Мать потеснил
Сегодня официально самый большой памятник в России – это гигантский монумент, посвященный Петру I и установленный на Москве-реке.
В сентябре 2017 г. исполнится 20 лет с тех пор, как памятник работы Зураба Церетели «В ознаменование 300-летия российского флота» установили на Москве-реке, но статуя до сих пор не прижилась на своем месте. Москвичи сетуют и на безвкусие работы, и на очевидную дороговизну, и на то, что ежегодное содержание Петра обходится столице слишком дорого, и призывают демонтировать статую, изуродовавшую родной пейзаж реки и город.
Как бы то ни было, Пётр утвердился на своем месте и потребовал титула – самый высокий памятник в России. Установили памятник на специально насыпанном острове посреди реки.
- высота работы составляет 98 метров,
- вес превышает 2 тысячи тонн,
- материал основной фигуры – бронза,
- стоимость работ по возведению пьедестала, корабля и центральной фигуры – более 36 миллионов долларов,
- время на сборку – более года.
Комичности ситуации вокруг памятнику Петру добавляют слухи о том, что Церетели изначально трудился над памятником Колумбу – покорителю Америки, но продать монумент не получилось ни испанцам, ни жителям обоих Америк, поэтому из Колумба спешно пришлось слепить Петра.
С самого момент установки москвичи выходили на акции протеста, невзлюбив статую за неудачное месторасположение, непривлекательный внешний вид, гигантские размеры. Собирали и деньги на демонтаж, и даже, поговаривают, пытались взорвать, пытались договориться о переносе в Петербург и включали в позорные списки самых некрасивых сооружений мира, но тщетно: царь занял свое место.
Монумент «Родина-мать зовет»
До 1997 года самой высокой статуей России считали скульптуру в Волгограде «Родина-мать». Оспаривать величие и смысловую нагрузку статуи никому не приходит в голову: это одна из самых мощных с точки зрения эмоционального воздействия скульптур.
Памятник на Мамаевом кургане изображает женщину с вскинутым мечом, обернувшуюся назад в призывном крике.
Создатель памятника – скульптор Евгений Вучетич. «Родина-мать» в Волгограде стала вторым звеном в скульптурном триптихе. Смысл триптиха:
Аллегорический меч победы выковал рабочий тыла (монумент «Тыл – фронту», посвященный вкладу тыловиков в победу над фашистской Германией, в Магнитогорске).
Защитники Сталинграда встретили мечом вторгшегося врага (скульптурный комплекс на Мамаевом кургане),
Меч победы опустил на земле агрессора советский солдат (памятник воину-победителю в Берлине).
Статуя «Родина-мать» была установлена в 1967 году. С высотой в 86 метров она 22 года оставалась самой высокой скульптурой мира, и её внесли в Книгу рекордов Гиннесса. Статуя сделана из железобетона, меч, длина которого составляет 33 метра, а вес 14 тонн, сначала сделали сверкающим – из нержавеющей стали и титана. Однако стальной меч обладал большой парусностью, ветер создавал на него большую нагрузку и передавал давление в державшую руку. Поэтому уже меньше чем через 10 лет статуе потребовался ремонт. Лезвие меча заменили на другое, а также сделали в мече отверстия для того, чтобы снизить на него ветровую нагрузку.
Сегодня «Родина-мать» находится на 11 месте в мировом рейтинге самых высоких статуй мира.
Наследие советской эпохи: Рабочий, Колхозница и Мурманский Алёша
«Рабочий и колхозница» – монумент, ставший подлинным символом Советского Союза, так как он, подобно логотипу, венчал советскую продукцию, марки и открытки, а также демонстрировался в заставке ко всем фильмам производства киностудии «Мосфильм».
«Рабочий и колхозница» появились как госзаказ для оформления советского павильона на выставке во Франции в 1937 году. Герои скульптуры – воплощение времени, молодые представители доминирующих классов, простой рабочий парень и простая крестьянская девушка. С серпом и молотом, которые они несут на вытянутых руках в выпаде, они строят жизнь и добиваются простого счастья.
Композицию скульптуры воплотил Борис Иофан, автор скульптуры – Вера Мухина, оба автора вдохновлялись античными образцами, демонстрирующими мощь и величие закаленного, сильного тела.
Монумент находится неподалеку от входа в ВДНХ, изначально его планировали установить на Рыбинской ГЭС, на площадке перед шлюзовой башней.
Но незаконченные работы на ГЭС не позволили поставить памятник тогда, когда это было задумано, и его «временно» поставили у ВДНХ. Временное оказалось, как всегда, самым долгосрочным, и ГЭС получила совершенно иную скульптуру, а Рабочий с Колхозницей так и остались на «временном», слишком низком для них постаменте. Если бы был использован постамент, рекомендованный автором, статуя была бы в три раза выше.
Вера Мухина утверждает, что весь порыв скульптуры был уничтожен в результате того, что она установлена на слишком низком пьедестале.
- материал монумента – хромоникелевая нержавеющая сталь,
- вес скульптуры и постамента – 185 тонн,
- высота фигур – 25 метров,
- высота постамента на выставке в Париже – 33 метров,
- высота постамента СССР – 13 метров.
В Париж «Рабочий и Колхозница» доставлялись поездом, в 28 вагонах, разобранными до максимально возможного состояния. Но некоторые детали все равно не проходили по размерам в тоннели, так что их приходилось разрезать прямо в пути.
В 2009 году закончили затянувшийся ремонт монумента. Работы по демонтажу, хранению и реставрации частей скульптуры обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.
Скульптурный комплекс «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны», установленный в Мурманске, местные жители привыкли называть «Алёшей», очевидно, по аналогии с памятником советскому воину в Болгарии. Статуя солдата в зимней шинели установлена в 1975 году на холме Зелёный Мыс с таким расчетом, что монумент виден из любой точки города, так как он выше среднего уровня города на 173 метра. Статуя Алёши имеет 35,5 метра в высоту, постамент – 45,5 метров. Скульптура работы Бродского венчает архитектурно-скульптурный комплекс, посвященный героям Великой Отечественной войны. Здесь же находится могила неизвестного солдата.
Галерея Лениных
Отдельное место в идеологии и культуре страны занимает вереница памятников Владимиру Ленину, они установлены в каждом городе, и не по одному, а сразу много. Одна из статуй – памятник Ленину в Волгограде – имеет 27 метров в высоту. Эту скульптуру внесли в рейтинг высочайших статуй мира и в Книгу Рекордов Гиннесса как самый высокий памятник, посвященный реальному когда-либо существовавшему человеку, а в России у волгоградского Ленина третье место.
Высота волгоградского Ленина составляет 27 метров, постамент больше скульптуры на 30 метров. Вождь мирового пролетариата изображен шагающим вперёд и держащим в руке кепку. Открытие приурочили к 103-летию вождя, которое праздновали в 1973 году. Кстати, Ленина поставили на чудом постаменте: ранее его место занимал Сталин, которого после развенчания культа личности снесли.
Еще один Ленин-рекордсмен стоит в российском научном центре в Дубне. Сам почти такой же огромный, как волгоградский «коллега», – 25 метров – а вот постамент составляет всего 12 метров. Ранее рядом с Лениным в Дубне также был установлен Сталин, но и эту статую убрали, взорвав.
Отдельно о российских монументах
Отдельно стоит сказать о российских монументах, которые не концентрируются вокруг скульптуры, изображающей человека. Это так называемые колоссы или столбы, и именно два таких памятника являются самыми высокими памятниками России. Это Монумент Победы в Москве, на Поклонной горе, установленный в 1995 году.
Символична высота обелиска: при переводе в дециметры 141,8 метра станут числом дней, в течение которых шла Великая Отечественная.
Обелиск выполнен в форме трёхгранного штыка, устремленного вверх. На вершине штыка, на высоте 104 метра от стелы, словно отделяется бронзовая фигура богини Ники, несущая венец победы и двух ангелов, объявляющих о грядущей победе.
Второй по высоте монумент в 107 метров также установлен в Москве – это стела «Покорителям космоса», появившаяся в 1964 году – в седьмую годовщину запуска первого космического спутника – у главного входа на ВДНХ на Аллее Космонавтов. Монумент посвящен достижениям советского народа в области космонавтики. Стела чуть наклонена, она изображает шлейф, тянущийся за ракетой, которая стартовала в небо и венчает обелиск.
Перед монументом установили статую Константина Циолковского, родоначальника и теоретика русской космонавтики.
Памятники – обезличенные или с человеческим лицом – играют в жизни народа невероятную роль. Из глубины веков они способны воскресить лицо и идеи того человека, которому посвящены. Не знать происхождение того или иного монумента у нас просто не получается, ведь каждый раз он напоминает о себе, делая историю бессмертной.
Добавить комментарий