Самые большие вулканы в Африке

Килиманджаро

Африка – это не только палящее солнце и бескрайняя пустыня. Этот континент также славится своими горами и вулканами, как спящими, так и действующими. В общем на территории Африки насчитывается порядка 15 вулканов. Все они расположены в районе разлома, который в свою очередь делит континент на две неравные территории. В статье мы расскажем о самых больших вулканах Африки и о их особенностях.

Килиманджаро

На плоскогорье Масаи в Танзании находится самый высокий вулкан в Африки – Килиманджаро. Он состоит из трех вершин – Кибо (5897 м), Мавензи (5149 м) и Шира (3962 м). Именно первая вершина является самой высокой точкой континента. На сегодня вулкан считается спящим, периодически ученые наблюдают выход газа.

Гора Килиманджаро уникальна: находясь всего в 3 градусах от экватора, ее вершина круглый год покрыта ледниками. На территории горы сталкиваются разные климатические пояса, начиная с экваториального у подножия горы, заканчивая арктическим на вершине.

Ученые, наблюдая за горой и изучая ее, выяснили, что в скором времени вулкан может проснуться. Вулканологи определили, что кипящая лава находится всего в 400 метрах от кратера, и достаточно будет небольшого землетрясения, и может начаться извержение.

Калиманджаро: вершина Кибо
На вершине Кибо расположена кальдера, ее глубина равна 800 метрам, а диаметр около 3 км

Кения

В Кении находится одноименный вулкан, его высота 5199 м над уровнем моря, и на сегодняшний день он считается потухшим и не представляет никакой угрозы. Горная вершина расположена еще ближе к экватору, чем Килиманджаро, но так же, как и она, покрыта ледниками. Согласно исследованиям вулканологов, гора образовалась более 3 млн лет назад.

За последние годы ученые зафиксировали резкое потепление в этом районе, и ледники начали активно таять. В Кении талая вода, стекающая с вершины горы, является основным источником. По прогнозам ученых, если ледники продолжат таять с такой же скоростью, через несколько лет они полностью исчезнут, что может привести к ужасным последствиям для всего населения Кении.

Вулкан Кения
Кратер вулкана Кения в диаметре равен 0,7 км

Меру

Третий самый большой вулкан в Африке это Меру. Он расположен всего в 40 км от известного Килиманджаро. Высота этой вершины 4565 м над уровнем моря. По предположениям вулканологов, в относительно недавнем прошлом (по меркам возраста вулканов и планеты в целом) Меру был выше горы Килиманджаро, но около 250 тысяч лет назад произошло сильное извержение, которое кардинально изменило рельеф горной вершины и даже разрушило значительную его часть, тем самым сделав лишь третьим по высоте на материке. Последнее извержение Меру произошло в 1910 году. После него вулкан успокоился и практически не проявляет активности, но спящим его назвать сложно.

Вулкан Меру
Ученые предполагают, что в любой момент Меру может проснуться и начать извергать кипящую лаву

Камерун

Недалеко от побережья Атлантического океана находится гора Камерун. Ее высота 4070 м над уровнем моря. Горная вершина является самой высокой точкой в Камеруне и 4 по высоте во всей Африке. Этот вулкан является активным, и его извержения довольно часты, например, в прошлом столетии Камерун извергался 5 раз. Каждый раз это происходило в катастрофических масштабах, и людям приходилось спасаться бегством, оставив все свое имущество. Огненная лава сжигала все на своем пути, и жителям Камеруна ничего не оставалось, как искать новое место для жилья.

Интересным является тот факт, что на западной и юго-западной стороне горной вершины выпадает самое большое количество осадков в год на всем континенте – около 10 тыс. мм осадков.

Вулкан Камерун
Среди действующих вулканов Африки Камерун является самым высоким

Ньирагонго

В Республике Конго находится самый большой действующий вулкан в Африке. Его высота около 3000 метров, а в кратере всегда «бурлит» раскалённое озеро, диаметром 600 метров. Бульбы лавы отрываются и подпрыгивают на высоту до 30 метров. Ньирагонго считается самым опасным вулканом не только в Африке, но и на всей планете. На протяжении 150 лет он извергался 34 раза, и в последнее время ученые зафиксировали увеличение его активности.

Советуем вам прочитать:КилиманжароСамая большая гора в Африке

Магма в раскаленном озере периодически поднимается и опускается.

Вулканологи предполагают, что если кратер (диаметр 2000 метров) Ньирагонго наполнится до краев, то его стенки не выдержат такой нагрузки и, треснув в самой уязвимой его части, пустят поток лавы на город Гома.

С самого верха горы есть желоб, по которому в течение часа раскаленная магма доберется до населенного пункта.

В 2002 году уже случалось подобное извержение, и было уничтожено около 14000 построек, и погибло 150 человек, несмотря на то, что власти быстро сориентировались и оповестили население о катастрофе, начали незамедлительную эвакуацию.

Вулкан Ньирагонго
В 1977 году раскаленная лава, стекая с вершины, достигла скорости в 70 км в час

Ол Доньо Ленгаи

На севере Танзании расположен довольно молодой вулкан Ол Доньо Ленгаи. Впервые его извержение было зафиксировано в 1883 году. После этого на протяжении 21 года он не проявлял никакой активности, но после извержения в 1904 году его активность не уменьшается по сей день. Каждые 2-5 лет Ол Доньо Ленгаи выпускает потоки раскаленной лавы, которые сжигают все на своем пути.

Особенностью этого вулкана является его натрокарбонатная лава. Она черного цвета, и температура магмы в сравнении с другими вулканами значительно ниже – всего 500-600°С. Еще одной особенностью этой лавы является ее консистенция. Она жидкая, как вода, и может просочиться в небольшую трещину. Остывая, магма отвердевает и в течение нескольких дней меняет свой цвет, становится светло серой, почти белой. Благодаря этому свойству ученые могут безошибочно определить, сколько ей дней. Окаменелая магма разрушается под действием дождевой воды.

Вулкан Ол Доньо Ленгаи
Высота Ол Доньо Ленгаи - 2962 метра

Даллол

Рассказывая о самых больших вулканах Африки, хочется упомянуть и о самом маленьком – Даллол. Его расположение уникально и интересно, находится он ниже отметки уровня моря на 48 метров. Даллол является самым низким не только на своем континенте, но на всей планете.

Ученые выяснили примерный возраст этой горной вершины – около 900 млн лет, несмотря на это он считается активным. Последнее извержение происходило в 1929 году, но и сейчас ученые наблюдают за его активными процессами. Это стало возможным благодаря расположенных возле него термальных источников, наполненных серной и соляной кислотой. В районе, где расположен Даллол, пейзажи довольно красочные благодаря солям, которые выходят на поверхность из термальных источников.

Вулкан Даллол
Ежегодно на поверхность Даллола выходит около 1000 тонн соли

Несмотря на то, что территория Африки огромна, основная часть всех вулканов сосредоточена в районе великого африканского разлома. Из-за нестабильности тектонических плит и их движения в этом месте существуют довольно опасные горные вершины, которые периодически извергают раскаленную лаву на поверхность земли, но все же большинство из них являются спящими или относительно спокойными и вызывают интерес у вулканологов и туристов.

Еще интересное: