По станциям московского метро можно проводить экскурсии
Каждый туристический путеводитель России, кроме маршрута по Золотому кольцу, предлагает захватывающую экскурсию еще по одному кольцу, по периметру которого расположились дивной красоты подземные дворцы Москвы. Что за чудо-кольцо и о каких подземных дворцах идет речь? Это столичная подземка с великолепными станциями, украшенными витражами, арками, колоннами, статуями, живописью и лепниной. Равных им трудно найти во всем мире.
История создания
В конце 19-го столетия население Москвы перевалило за миллион. Вот тогда-то впервые и возник вопрос о необходимости разгрузки дорог, для чего власти предложили построить подземные пути. Строительство метрополитена обсуждалось не единожды Московской Городской думой, но дальше разговоров дело так и не пошло. Не смогли договориться с владельцами земель, и церковь отказала в благословении "бесовского исчадия".
Только в 30-е годы 20-го столетия, когда население в столице насчитывало уже 4 миллиона человек, снова вернулись к вопросу о строительстве метро. В 1931 году Пленум ЦК КПСС постановил: "Построить в Москве метрополитен!"
Советские люди, проявив настоящий трудовой героизм, справились с задачей более, чем успешно. Уже 14 мая 1935 года товарищу Сталину доложили о полной готовности первых 11,2 км подземки.
Современное состояние
Сегодня в Москве построен грандиозный метрополитен протяженностью более 250 км, насчитывающий более 150 станций метро.
Московский метрополитен считается одним из самых красивых в мире. По идее Иосифа Сталина, самое большое советское метро должно было служить символом эпохи. Если раньше во дворцах могла проживать только эксплуатирующая рабочий класс знать, то с наступлением коммунизма такая же роскошь стала доступной любому трудящемуся человеку. Поэтому на строительство и украшение станций средств не жалели, и результат, на самом деле, получился ошеломительным. Сорок четыре из ста девяноста станций завоевали титул объектов мирового культурного наследия, став историческими памятниками давно минувшей советской эпохи. Ну а станции «Кропоткинская», «Красные ворота» и «Маяковская» входят в учебники как общепризнанные образцы архитектурного совершенства.
Станция "Киевская"
Станция «Киевская» (Арбатско-Покровская линия). Создана по распоряжению Никиты Хрущева, который хотел увековечить таким образом воссоединение России и Украины. Кроме того, ее можно назвать памятником Хрущева самому себе, ведь она должна была служить напоминанием о малой родине вождя. Открытая в 1953 году, станция «Киевская» украшена великолепными мозаичными панно, посвященными истории Украины и дружбе двух народов.
Над пилонами расположены окруженные золотистой лепниной фрески, изображающие рабочих и крестьян УССР («Архитекторы», «Овощеводы», «Физкультурники» и т. д.). Кстати, на одном из изображений некоторые остроумные москвичи разглядели «гостя из будущего»: на коленях мужчины стоит нечто, напоминающее современный ноутбук, а около уха герой фрески держит «сотовый телефон». На самом же деле мобильный является полевым телефоном марки ТАИ-43, а «ноутбук» – это не что иное, как крышка от ящика аппарата.
Станция "Новослободская"
Станция «Новослободская», открытие которой состоялось в 1952 году, завоевала титул самой прекрасной станции Кольцевой линии. Ее украшают великолепные подсвеченные витражи, созданные латвийскими мастерами, а стекло для изготовления витражей было позаимствовано из кафедрального рижского собора. По первоначальному замыслу, витражи должны были быть выполнены из уранового флуоресцентного стекла, но Госплан не одобрил такой дорогой закупки. Станция получилась сказочной. Не напрасно москвичи прозвали ее «Каменным цветком». Кстати, в романе Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» обмен телами между волшебницей Ольгой и Антоном Городецким происходил в центре «Новослободской».
Станция "Комсомольская"
Станция «Комсомольская» признана одним из главных памятников сталинского ампира. Проект был разработан архитектором Алексеем Щусевым. Посвящена она своим создателям-комсомольцам, которым удалось форсированными темпами построить московское метро. «Комсомольская» украшена мозаичными панно, посвященными борьбе советского народа за независимость.
Станция «Комсомольская» заслуживает внимание не только своим декором, но и сложным устройством: пассажиропоток осуществляется через специальные балконы.
Станция «Площадь революции»
Станция «Площадь революции» заслуживает особого внимания. Именно с ней связано самое большое количество городских мифов и легенд. Она украшена многочисленными скульптурными изображениями «новых советских людей»: солдат, рабочих, матросов и студентов. Среди скульптур встречаются и животные, ставшие среди жителей и гостей столицы почти тотемными. Именно эту станцию студенты посещают накануне важных зачетов и экзаменов, чтобы потереть нос одной из четырех бронзовых собак, вследствие чего морды животных отполированы до зеркального блеска. Ну а чтобы обрести счастье в личной жизни, достаточно потереть ногу студентки, читающей книгу.
Многим кажется, что скульптуры станции выглядят немного скованными, ведь перед архитекторами стояла сложная задача: разместить 80 «героев эпохи» в довольно ограниченном пространстве. Это вызывало многочисленные шутки: поговаривали, что скульптуры и впрямь как нельзя лучше воплотили образ советского человека, который или сидит, или вынужден стоять на коленях. Однако Иосифа Сталина, который, видимо, о шутке не был осведомлен, станция приводила в восторг.
Станция «Маяковская»
Станция «Маяковская», открытая в 1938 году, создана в популярном в первой половине ХХ века стиле ар-деко архитектором А.Н. Душкиным. Опоры «Маяковской» представляют собой колонны из металла, облицованные гранитом и сталью, а купола украшены мозаиками, изготовленными по эскизам знаменитого художника А.А. Дейнеки. Мозаики представляют собой цикл на тему «Сутки Страны Советов».
Не всем известно, что в качестве материала для окантовки станции были использованы фрагменты спроектированного К.Э. Циолковским дирижабля, рядом с которыми уложены пластины из орлеца — минерала, встречающегося в природе крайне редко.
Во время Второй мировой войны на станции был расположен командный пункт штаба противовоздушной обороны, а во время бомбежек «Маяковская» выполняла роль подземного убежища, способного вместить до 50 тысяч человек.
Станция "Новокузнецкая"
Станция «Новокузнецкая» представляет собой настоящий подземный музей боевой славы. Первоначально «Новокузнецкая» должна была посвящаться мирной тематике, но архитекторы Иван Таранов и Надежда Быкова отошли от замысла, украсив станцию барельефами с эпизодами величайших военных сражений. На пилонах «Новокузнецкой» размещены портреты величайших русских полководцев, а потолок украшен шестью мозаичными панно, созданными художником Владимиром Фроловым. К сожалению, панно являются последней работой Фролова, которую ему удалось выполнить накануне гибели от голода в блокадном Ленинграде.
Были приложены огромные усилия для того, чтобы вывезти панно из города, окруженного фашистами, однако в Москве они долгое время не были нужны, ведь панно были предназначены для украшения станции «Павелецкая», проект которой к тому времени претерпел некоторые изменения. К счастью, последним работам Фролова нашлось применение на станции «Новокузнецкая».
Добавить комментарий