Кинематографический мир предлагает своим почитателям массу увлекательных кинополотен. Многие фильмы дарят киноманам неповторимые эмоции и повод для размышлений, развлекают и пробуждают лучшие чувства. У каждого зрителя есть свои предпочтения в разнообразии создаваемых киношниками картин. Кому-то по душе легкие комедии, кто-то ценит интеллектуальные драмы, а кого-то особенно сильно цепляет научная фантастика или кинокомиксы…
Но в безграничной вселенной кинематографа существуют проекты, которые выделяются, прежде всего, не жанром или громкими именами в титрах, а небанальными сюжетами и сценариями, нестандартной постановкой, нетрадиционными художественными решениями, непривычным взглядом на героев, их характеры и поступки. Часто такие кинотворения переворачивают сознание аудитории и оставляют удивительное послевкусие. Мы предлагаем вспомнить самые необычные фильмы, большинство из которых оставило значительный след в истории кино.
Интеллектуальное кино на пике формы
«Донни Дарко»
1988 год, небольшой американский городок. 16-летний Донни встречает человека в костюме большого зловещего кролика, который сообщает парню, что скоро настанет конец света. Последующая череда странных и мрачных событий, связанных с путешествиями во времени и изменениями реальности, кардинально меняет жизнь и судьбу Донни.
26-летний Ричард Келли снял «Донни Дарко» по своему собственному сценарию в 2001 году. Наполненная сюрреалистическими событиями кинолента выполнена в стилистике магического реализма. Мистико-фантастический триллер получил хорошие отзывы прессы, стал настоящим хитом на DVD и обрел культовый статус.
«Быть Джоном Малковичем»
Неудачливый актер-кукольник устраивается на работу в необычную и очень тесную контору, где нельзя выпрямиться в полный рост. За одним из шкафов мужчина обнаруживает маленькую потайную дверцу, ведущую в мозг Джона Малковича. Кукольник и его предприимчивая коллега решают организовать экскурсии в голову известного американского актера.
Полнометражный дебют режиссера Спайка Джонса и сценариста Чарли Кауфмана был представлен в 1999-ом. Готовый скрипт кинокартины в ожидании финансирования пролежал на полке пять лет. Автору предлагали поместить действие в разум более коммерческой звезды – Тома Круза или Брэда Питта. Однако Кауфмана привлекал именно Малкович. Кстати, сняться в столь рискованной ленте Джона убедил Фрэнсис Форд Коппола, который в то время был тестем Спайка Джонса.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк»
Театральный режиссер получает Стипендию Мак-Артура – выплачиваемые поквартально в течение пяти лет 500.000 долларов. Потратить деньги он решает на постановку новой пьесы, в которой смог бы полностью реализоваться. Для этого режиссер снимает заброшенный склад, где собирается воздвигнуть копию Нью-Йорка.
Этим кинофильмом, вышедшим в прокат в 2008 году, сценарист Чарли Кауфман дебютировал уже в качестве постановщика. Главную роль – режиссера, чей грандиозный замысел вязнет в себе, – сыграл блистательный Филип Сеймур Хоффман.
«Персонаж»
Налоговый инспектор Гарольд Крик ведет бесцветную, обыденную и монотонную жизнь. Неожиданно он начинает слышать незнакомый голос, неведомо откуда комментирующий все его действия. Не добившись помощи от психиатра, мужчина обращается к профессору литературы, пытающемуся определить причины происходящего с ним.
Трагикомедия «Персонаж», поставленная Марком Форстером, стартовала в прокате в 2006 году. В этом кинопроекте одну из своих лучших ролей сыграл популярный комик Уилл Феррелл. А на втором плане блистали Дастин Хоффман и Эмма Томпсон.
– Сколько бы вам ни осталось, вы можете отправиться в путешествие, или изобрести что-нибудь, или прочитать «Преступление и наказание». Можете есть одни пончики, если захотите.
– Да вы что?! Я не хочу есть пончики. Я хочу жить. Кто же, выбирая между пончиками и жизнью, выберет пончики?
Кино с необычной структурой повествования
«Помни»
Получив тяжелую травму головы, страховой следователь Леонард Шелби забывает все, что было 15 минут назад. Однако потеря краткосрочной памяти не мешает ему заниматься поисками убийцы любимой жены. Чтобы амнезия не взяла верх над расследованием, мужчина пишет себе записки, оставляет фотографии и даже делает татуировки на теле, связанные с розысками преступника.
Психологический детектив «Помни» (2000) – детище знаменитого режиссера Кристофера Нолан. В отличие от прославивших постановщика многомиллионных блокбастеров, эта камерная история со сложной структурой стоила всего 9 миллионов долларов. Чтобы зрители смотрели на происходящее глазами героя, не способного восстановить полную хронологию событий, часть повествования разделана на пятиминутные отрезки, следующие друг за другом в обратном порядке.
«Машинист»
Балансирующий на грани реальности и сна Тревор Резник не спал целый год. Он уже не может разобраться, какие происходящие с ним пугающие и странные события являются видениями, а какие – повседневностью.
Психологический триллер «Машинист» увидел свет в 2004 году. Ради работы в этой киноленте актер Кристиан Бэйл похудел более чем на 30 килограммов и стал походить на живой скелет.
«11:14»
В провинциальном городке Миддлтоне никогда не происходило ничего особенно интересного. Но однажды несколько людей независимо друг от друга запустили роковую цепочку событий, которая к 11:14 вечера по местному времени привела к непредсказуемым последствиям.
Представленный в 2003 году проект был положительно принят критиками и зрителями. В этой черной криминальной комедии сыграли известные актеры – от двукратной «оскаровской» лауреатки Хилари Суэнк до «агента Коулсона» из вселенной Марвел Кларка Грегга.
Японский и европейский стиль
«Счастье семьи Катакури»
Необычные фильмы снимают не только американские режиссеры. Немало великолепных неординарных кинокартин создано в Азии и Европе. Один из лучших примеров – японский комедийный мюзикл с элементами ужастика и триллера «Счастье семьи Катакури» (2001) от популярного режиссера Такаси Миике.
Трудолюбивое и порядочное японское семейство открывает маленькую гостиницу в горах и ждет постояльцев. Но первый же гость совершает самоубийство. Опасаясь, что больше никто не захочет останавливаться в отеле, Катакури закапывают покойника в лесу. И это становится началом их неприятностей, которые они встречают не просто стоически, но еще и с песнями и танцами.
«Город потерянных детей»
Над этой сюрреалистической французской лентой 1995 года работали будущий создатель четвертого «Чужого» и «Амели» Жан-Пьер Жене и его соратник Марк Каро.
Действие кинофильма разворачивается в мрачном Городе потерянных детей, где живет страшный ученый. Он похищает мальчиков и девочек, чтобы украсть их сны, но видит лишь кошмары. Однажды в Город приезжает цирковой силач, младший брат которого тоже пропадает. В поисках паренька силачу помогают местные дети.
«Бессмертные: Война миров»
Этот европейский кинопродукт в стилистике биопанка является экранизацией комиксов Энки Билала, также выступившего на проекте в качестве режиссера.
Фантастическая картина переносит зрителей в футуристический Нью-Йорк 2095 года, населенный генетически модифицированными жителями с пересаженными органами. Над городом парит пирамида бессмертных богов, людей и пришельцев похищают для тайных экспериментов, а по улицам и закоулкам рыщет серийный убийца…
Необычная фантастика
Где, как не в фантастике, место всему необычному?! Лучшие фильмы в этом жанре, и так допускающем все самое грандиозное и невероятное, отличаются нестандартностью идей и поворотов сюжета. Интересные сценарии, режиссерские находки и игра актеров делают данные работы событием в кинематографе:
- «Временная петля».
- «Детонатор».
- «Другая Земля».
- «Патруль времени».
- «Связь».
- «Темный город».
Создатели необычного кино
Говоря о самых неординарных проектах в истории, нельзя не упомянуть двух режиссеров, за свою карьеру создавших множество удивительных и необычных творений. Их работы стали признанными шедеврами мирового кино, приведя в восторг киноэстетов и критиков. Речь идет о выдающихся постановщиках современности – Дэвиде Линче и Терри Гиллиаме.
Лучшие кинофильмы Линча:
- «Голова-ластик».
- «Синий бархат».
- «Твин Пикс».
- «Шоссе в никуда».
- «Малхолланд Драйв».
- «Внутренняя империя».
Лучшие кинофильмы Гиллиама:
- «Бразилия».
- «Приключения барона Мюнхгаузена».
- «Король-рыбак».
- «12 обезьян».
- «Страна приливов».
- «Теорема Зеро».
– Вы тут один?
– Мы тут везде одни!
Необычная классика
Среди классических полотен кинематографистов тоже немало нестандартных кинокартин. Одни выделяются нетипичными для своего времени темами или персонажами, другие – структурой повествования, третьи – способом постановки. Но каждая из этих лент, снятых в разные годы в разных уголках планеты, обязательна для просмотра всеми, кто любит необычное кино.
Фильмы | Несколько слов о сюжете |
«Другие ипостаси» (1980, США) | Принимая галлюциногены и отключая органы чувств, молодой ученый исследует измененные состояния своего сознания |
«Зази в метро» (1960, Франция) | 11-летняя провинциалка приезжает в Париж, знакомится с самыми нетипичными жителями столицы и попадает в необычные приключения |
«Маргаритки» (1966, Чехословакия) | Две девушки, наблюдая за испорченностью мира, решают тоже стать испорченными и стараются вести себя как можно экстравагантнее и хуже |
«Мой ХХ век» (1989, Венгрия) | Разлученные во младенчестве девушки-близнецы, одна из которых, повзрослев, стала околосветской дамой, а другая – анархисткой, встречают одного мужчину |
«Пикник у Висячей скалы» (1975, Австралия) | Несколько воспитанниц частной школы для девочек, отправившихся на пикник с учительницей, таинственным образом исчезают |
«Харви» (1950, США) | Добродушный и общительный мужчина заводит нового друга – невидимого другим людям двухметрового кролика |
Необычные фильмы являются одной из движущих сил кинематографа. Не все из них просты для восприятия. Но почти каждый важен для истории киноискусства и развития мирового кино.
Добавить комментарий