Военно-морские силы — одна из главных составных частей армии любой державы, имеющей выход в моря и океаны. Многие империи, такие, как, например, Великобритания, построили свою мощь благодаря сильному флоту, способному реагировать на любую угрозу за многие тысячи километров от родной земли.
Безусловно, современные военные корабли сильно отличаются от своих прародителей. Флагманом любой флотилии сегодня является авианосная группа, позволяющая атаковать и защищаться не только с помощью установленных орудий, но и размещенных на палубах авиагрупп.
Наличие самолетов предъявляет требования к размерам кораблей. Все авианосцы могут похвастаться внушительными объемами, однако некоторые их них выделяются даже на этом фоне. В данной статье мы расскажем как раз о таких кораблях, а также ответим на вопрос: «Какой самый большой авианосец в мире?».
Первое место — Энтерпрайз (Соединенные Штаты Америки)
Данный корабль является первым представителем из авианосцев, имеющих двигатель, работающий на ядерном топливе. На воду он был спущен в далеком 1961 году, но до сих пор остается самым крупным судном в мире в своем классе. Стоимость строительства Энтерпрайза обошлась государству в 450 миллионов долларов. Высокая цена стала одной из причин, почему данная серия кораблей ограничена всего одним авианосцем, хотя изначально планировалось создание еще нескольких таких судов.
Длина корабля составляет целых 342 метра. Он вмещает около 80-ти самолетов. Полный экипаж авианосца составляет более трех тысяч человек. Энтерпрайз имеет 4 паровые катапульты. Половина размещается в передней части корабля, а вторая половина – на посадочных полосах. С помощью катапульт Энтерпрайз способен поднимать в воздух один самолет за четверть минуты.
Напротив, посадка авиагрупп осуществляется с помощью аэрофинишера, который состоит из четырех тросов, которые натягиваются в подпалубном помещении и помогают работе специальных тормозных цилиндров. Кроме того, на авианосце имеется нейлоновая сетка, которая способна поймать самолет в случае, если по непредвиденным обстоятельствам он пролетит аэрофинишерную позицию.
Второе место — Нимиц (Соединенные Штаты Америки)
Более современный американский авианосец, который также имеет мощный атомный двигатель. Первый корабль был спущен на воду в 1975 году. Производство продолжалось до 2009 года, когда последнее судно поступило на службу. Всего за это время было создано 10 таких кораблей. Длина корабля составляет 330 метров. Данные корабли активно применялись во время нескольких военных конфликтов, в том числе в Югославии и Ираке.
Стоимость одного корабля составляет четыре с половиной миллиарда долларов США. Авианосец переносит 66 кораблей разного назначения (48 из них — многоцелевые истребители). Ядерный реактор, который установлен в корабле, позволяет ему работать около 25 лет без замены. В год на содержание одного авианосца государство тратит около 160 миллионов долларов США.
Нимиц может эксплуатироваться более 50-ти лет. На сегодняшний день все 10 кораблей несут боевую службу.
Третье место — Китти Хоук (Соединенные Штаты Америки)
Авианосец был спущен на воду в 1955 году. Его длина — 325 метров. Это первые корабли свое класса, не имеющие богатого арсенала артиллерии, вместо которой устанавливаются ракетные комплексы. Кроме того, это последние американские авианосцы, на которые не устанавливались ядерные реакторы. Авианосец на момент спуска на воду имел всю современную электронику и гидролокационную станцию. Последнее судно этой линейки (всего их было четыре) было выведено из строя в 2007 году.
Четвертое место — Форрестол (Соединенные Штаты Америки)
Еще один американский авианосец, принадлежащий к числу самых больших. Его длина составляет 320 метров. Форрестол создавался под нужды реактивной авиации после окончания Второй мировой войны, опыт которой учитывался при создании корабля. На воду первое судно линейки было спущено в 1955 году. Интересно, что данный авианосец среди американских моряков считался несчастливым и получал много насмешливых прозвищ из-за большего числа несчастных случаев, связанных с возгораниями на корабле. В результате одного из них погибло около 135 человек.
Последний корабль линейки был выведен из строя в 1993 году. Он был продан на аукционе за один центр, так как желающий купить его не было, кроме одной единственной компании.
Пятое место — Джон Кеннеди (Соединенные Штаты Америки)
Получив свое имя в честь знаменитого американского президента, этот корабль был спущен на воду в 1968 году. Его длина составляет 320 метров. Этот корабль относится к классу Китти Хоук. Так же, как и другие корабли, он не имел ядерного двигателя (хотя изначально установка планировалась). Вместо него использовалось газотурбинное оборудование.
Большую часть времени авианосец находился в Средиземном море, выполняя там различные задачи во время холодной войны. Корабль прослужил около 40 лет и за это время претерпел несколько серьезных ремонтов. Во флоте корабль прослыл не самым удачным, так как за время эксплуатации пережил несколько столкновений.
Самая крупная авария произошла в 1975 году в результате столкновения корабля с крейсером, который от удара был практически полностью уничтожен.
Джон Кеннеди был снят со службы в 2007 году, была организована целая церемония по его проводам.
Авианосец также стал кинозвездой. Именно он изображен в фильме 2012 обрушивающимся на Белый Дом.
Шестое место — Мидуей (Соединенные Штаты Америки)
Это не только крупный авианосец, произведенный в год окончания Второй мировой, но и первый тяжелый авианосец в составе американского ВМФ. Корабль эксплуатировался на протяжении 50-ти лет. За это время он поучаствовал в нескольких военных операциях страны, в том числе во вьетнамской и иракской.
Покинул службу Мидвей в 1992 году, а спустя пять лет на его базе был создан огромный музей флота. Длина корабля составляет 305 метров.
Кроме того, судно участвовало в знаменитой спасательной операции во времена окончания вьетнамской войны, когда Вьетконг захватил столицу южан. Для того чтобы посадить самолет, загруженный беженцами, спасавшимися от неминуемой расправы и тоталитарного режима, экипаж авианосца сбросил в воду вертолеты, находившиеся на борту, общей стоимостью свыше 10-ти миллионов долларов. Эта операция вошла в страницы боевой славы США.
Седьмое место — Адмирал Кузнецов (СССР, Российская Федерация)
Самый мощный авианесущий корабль в СССР и в России. Корабль был создан в Николаеве и получил имя известного советского адмирала. После развала СССР он вошел в состав российского ВМФ. Сегодня он служит в составе северного флота. На нем располагаются истребители и противолодочные вертолеты.
Корабль был заложен в 1982 году, а на воду он был спущен в 1985. Интересно, что на момент закладки ему присваивали имя “Рига”, а на момент первого спуска — “Леонид Брежнев”. После спуска продолжались работы по строительству корабля на воде. В 1989 году судно, еще незаконченное, вышло в море для проведения испытаний с самолетами. В 1990 строительство было завершено, и корабль был вновь переименован.
В настоящее время он проходит капитальный ремонт. Уже летом этого года планируется поход корабля в Средиземное море, скорее всего к берегам Сирийской Арабской Республики. Длина корабля — 300 метров.
Восьмое место — Лексингтон (Соединенные Штаты Америки)
Самый старый авианосец в этом списке. Всего было произведено два судна данного типа, оба приняли активное участие в начале (для США) Второй мировой войны. Один из авианосцев был уничтожен весной 1942 года во время тяжелых боев с японцами. Второй корабль, несмотря на многочисленные повреждения, пережил войны и был затоплен после участия в испытании ядерного оружия в 1946 году.
Лексингтон был способен разместить 63 самолета. Большую часть составляли истребители, а также самолеты-разведчики. Авианосцы данной серии появились в результате жарких споров между американскими военными экспертами. В то время шел конфликт между двумя мнениями о будущем военно-морских сражений. Одна часть специалистов выступала за создание береговых аэродромов и мощных линкоров, так как считала, что самолеты недостаточно хороши в деле уничтожения кораблей. Другая же часть настаивала на создании мощных авианосных групп, отдавая им решающую роль в будущих сражениях. В результате испытаний, проведенных с помощью трофейных немецких судов, победила вторая точка зрения, и, что и подтвердила Вторая мировая война, вполне обоснованно.
Девятое место — Варяг (СССР, Украина, КНР)
Еще один длинный авианосец, принадлежащий к Советскому Союзу. История «Варяга», действительно, представляет интерес. Его строительство началось в Николаеве в 1986 году. Через два года он уже был спущен на воду, после чего продолжились работы над ним уже на воде. После того, как СССР перестал существовать, корабль отошел к украинскому ВМФ, однако с тех пор он не использовался, денежные вливания в него прекратились, а нужные ремонтные работы не проводились, поэтому судно медленно деградировало.
В результате «Варяг» был продан китайской компании за 20 миллионов долларов США, что гораздо ниже его фактической стоимости. Покупатели заявили, что планировали создать на его базе развлекательный центр. Однако впоследствии судно было достроено в качестве боевого корабля. Он был переименован в «Ляонин» и сейчас успешно выполняет боевые задачи в составе китайского ВМФ.
Десятое место — Шинано (Япония)
Самый длинный японский авианосец времен Второй мировой. Изначально он строился как линкор, однако после первого серьезного поражения против американского флота в 1941 году японское командование решило сделать ставку на авианосные группы, увидев то, каким преимуществом пользуются на воде американские авианосцы.
Судно было завершено через один год. На тот момент это был самый защищенный авианосец. Особенно хорошо защищались контейнеры для хранения авиационного топлива, которые при попадании вражеского снаряда могли бы уничтожить весь корабль.
Добавить комментарий